Приговором  Ленинского  районного  суда  г.  Нижнего  Тагила  от
   06.04.98г.,  вступившим в законную силу 14.04.98г., С. и П.  признаны
   виновными  и осуждены по п.п. "а", "б" ч.3 ст.286 УК РФ за превышение
   должностных   полномочий,  совершенное  с   применением   насилия   и
   специальных средств, при следующих обстоятельствах.
        31.03.97г. С. и П., проходившие службу в органах внутренних  дел
   в  должностях  милиционеров  роты ППСМ УВД  г.  Нижнего  Тагила,  при
   исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка  на
   территории  мини-рынка  в  г. Нижнем Тагиле  незаконно,  в  нарушение
   требований ст.162 КоАП РСФСР, задержали М. После задержания умышленно
   нанесли  ему  множественные телесные повреждения, а  для  преодоления
   оказываемого им сопротивления применили к М. специальные  средства  -
   наручники, слезоточивый газ в аэрозольной упаковке, направив струю  в
   лицо М., в результате чего ему был причинен легкий вред здоровью.
        Заявленный в производстве по уголовному делу гражданский  иск  о
   возмещении  морального вреда в размере 30000 рублей  был  передан  на
   рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
        Решением   Ленинского  районного  суда  г.  Нижнего  Тагила   от
   02.12.98г.  в  пользу  истца с УВД г. Нижнего  Тагила  взыскано  4500
   рублей, с С. и П. - по 2500 рублей с каждого.
        Определением    судебной   коллегии   по    гражданским    делам
   Свердловского   областного  суда  от  23.03.99г.  указанное   решение
   отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
        При  новом  рассмотрении  данного  дела  истец  просил  взыскать
   компенсацию  морального  вреда в размере 9500  рублей  с  надлежащего
   ответчика.
        Представитель  УВД  г.  Нижнего  Тагила  в  судебном   заседании
   признала  факт  причинения  истцу морального  вреда,  однако  просила
   признать  надлежащим ответчиком по данному делу Министерство финансов
   Свердловской области.
        Суд  привлек  к участию в деле в качестве надлежащих  ответчиков
   Министерство  финансов  Российской Федерации и Министерство  финансов
   Свердловской области, изменив процессуальное положение С. и П.
        Представитель Министерства финансов Российской Федерации иск  не
   признала,  пояснив,  что Министерство финансов  Российской  Федерации
   является   ненадлежащим  ответчиком,  поскольку  в   соответствии   с
   действующим законодательством патрульно-постовая служба финансируется
   за счет средств субъекта Российской Федерации.
        В  письменном отзыве Министерство финансов Свердловской  области
   просило   в   иске   отказать   и  дело  рассмотреть   в   отсутствие
   представителя, ссылаясь на то, что Министерство финансов РФ  является
   главным  распорядителем средств федерального бюджета  и  выступает  в
   суде  от  имени  казны  РФ по искам о возмещении вреда,  причиненного
   незаконными действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц
   и  органов  по  подведомственности. Главным распорядителем  бюджетных
   средств,  направленных на финансирование милиции,  является  МВД  РФ,
   которое и должно нести ответственность за вред, причиненный истцу, за
   счет казны РФ. В областном бюджете средств для возмещения расходов на
   возмещение вреда по ст.1069 ГК РФ не предусмотрено.
        Третьи лица С. и П. иск не признали, ссылаясь на то, что они уже
   понесли  наказание за причиненный истцу вред, не оспаривали,  что  их
   действиями  истцу были причинены нравственные и физические страдания,
   однако размер компенсации считали завышенным.
        Решением   Ленинского  районного  суда  г.  Нижнего  Тагила   от
   28.04.2000г. иск М. удовлетворен. С Министерства финансов РФ в пользу
   истца взыскана за счет средств казны Российской Федерации компенсация
   морального вреда в размере 4000 рублей.
        Определением    судебной   коллегии   по    гражданским    делам
   Свердловского  областного  суда  от  20.06.2000г.  указанное  решение
   оставлено без изменения.
        Президиум   Свердловского  областного   суда   изменил   решение
   Ленинского  районного  суда  г.  Нижнего  Тагила  от  28.04.2000г.  и
   определением  судебной коллегии по гражданским делам от 20.06.2000г.,
   указав следующее.
        В  соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину  в
   результате   незаконных  действий  должностных  лиц   государственных
   органов, органов местного самоуправления подлежит возмещению за  счет
   соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта  Российской
   Федерации или казны муниципального образования.
        В  силу  ст.35  Закона  РФ  "О милиции"  финансирование  милиции
   осуществляется   за  счет  средств  федерального  бюджета,   бюджетов
   субъектов  РФ, местных бюджетов, средств, поступающих от  организаций
   на  основе  заключенных  в установленном порядке  договоров,  и  иных
   поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами  и  иными
   нормативными правовыми актами субъектов РФ,  то есть из трех бюджетов
   (федерального, областного и местного).
        Согласно  Указу  Президента РФ от 12.02.1993 N 209  (в  ред.  от
   02.12.1998) "О милиции общественной безопасности (местной милиции)  в
   Российской   Федерации"   и   утвержденным   этим   Указом    Перечню
   подразделений  милиции общественной безопасности  (местной  милиции),
   содержащихся  за  счет  средств республиканского  бюджета  Российской
   Федерации,  республиканских бюджетов республик в  составе  Российской
   Федерации,  краевых, областных бюджетов краев и областей,  областного
   бюджета  автономной  области, окружных бюджетов  автономных  округов,
   городских  бюджетов  городов  Москвы и  Санкт-Петербурга,    а  также
   Положению  о  милиции общественной безопасности (местной  милиции)  в
   Российской  Федерации    милиция общественной  безопасности  (местная
   милиция)  является  составной частью милиции Российской  Федерации  и
   входит  в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации,
   министерств внутренних дел республик в составе Российской  Федерации,
   управлений  (главных  управлений)  внутренних  дел  краев,  областей,
   автономной  области,  автономных округов,  городов  Москвы  и  Санкт-
   Петербурга,  Ленинградской области, управлений  (отделов)  внутренних
   дел  на  транспорте.  В  районах, городах,  районах  городов  милиция
   общественной  безопасности  создается  и  функционирует  в   качестве
   самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов
   (управлений) внутренних дел.
        Согласно  разд.8  указанного  Положения  финансирование  милиции
   общественной   безопасности  и  органов  управления   этой   милицией
   осуществляется  за  счет средств республиканского бюджета  Российской
   Федерации,  республиканских бюджетов республик в  составе  Российской
   Федерации,  краевых, областных бюджетов краев и областей,  областного
   бюджета  автономной  области, окружных бюджетов  автономных  округов,
   городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также за счет
   других   средств   местных   бюджетов  и  средств,   поступающих   от
   предприятий,  учреждений  и организаций, объекты  которых  охраняются
   милицией по договорам.
        В  соответствии со ст.1 Устава патрульно-постовой службы милиции
   общественной   безопасности   Российской   Федерации,   утвержденного
   Приказом  МВД  РФ  N  17  от  18.01.93г.,  патрульно-постовая  служба
   милиции  входит  в состав милиции общественной безопасности  (местной
   милиции)   и  выполняет  функции  охраны  общественного   порядка   и
   обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах  транспорта
   и  иных  общественных местах, которая организуется в городах и других
   населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми  нарядами
   милиции.
        Финансирование   милиции  общественной   безопасности   (местной
   милиции),   содержащейся   за   счет  средств   областного   бюджета,
   осуществлялось  в 1996 - 1997 годах на основании постановления  Главы
   администрации  Свердловской  области от  17.05.1995г.  N  247,  Указа
   Губернатора  Свердловской области от 03.02.1997г. N  32  "О  переводе
   численности милиции общественной безопасности, содержащейся  за  счет
   средств   органов  местного  самоуправления,  на  областной  бюджет",
   Постановления  Правительства  Свердловской  области  от  03.02.1997г.
   N 80-П   "О  совершенствовании   управления   милицией   общественной
   безопасности в  Свердловской  области",   Постановления Правительства
   Свердловской области  от  03.04.2001г.  N 225-ПП  в пределах средств,
   ежегодно предусматриваемых  законом Свердловской области об областном
   бюджете на предстоящий год.
        Поскольку   патрульно-постовая  служба,   сотрудниками   которой
   являлись С. и П., входит в состав милиции общественной безопасности и
   является   структурным   подразделением  УВД   г.   Нижнего   Тагила,
   финансируемого   из  бюджета  субъекта  Российской   Федерации,   что
   подтвердила в судебном заседании представитель УВД г. Нижнего Тагила,
   вред,   причиненный  в  результате  незаконных  действий  сотрудников
   патрульно-постовой службы, подлежит возмещению за счет средств  казны
   субъекта  Российской  Федерации  Министерством финансов  Свердловской
   области.
        Учитывая,  что  обстоятельства дела  установлены  правильно,  но
   судами   допущена  ошибка  в  применении  норм  материального  права,
   президиум  нашел возможным, не передавая дело на новое  рассмотрение,
   изменить  судебные постановления путем взыскания в пользу истца  4000
   рублей  с  Министерства финансов Свердловской области за  счет  казны
   Свердловской  области, отказав в иске о взыскании указанной  суммы  с
   Министерства финансов Российской Федерации.
        (Определение   Президиума  Свердловского  областного   суда   от
   28.01.2004г., дело N 44-г-26)